Основные факты и история

Постановлением Совета министров РСФСР (№ 613 от 29.11.1982 г.) в ноябре 1982 года было образовано Обь-Иртышское объединенное речное пароходство (ОИРП), одно из крупнейших предприятий водного транспорта в Западной и Восточной Сибири и в Уральском федеральном округе. 

В состав  Обь-Иртышского объединенного речного пароходства (местонахождение управления пароходства – город Тюмень) вошло Иртышское речное пароходство, а также: Управление Иртышского ордена Трудового Красного Знамени речное пароходство – головное предприятие, Омский судоремонтно-судостроительный завод им. 60-летия Октября, Тюменский судостроительный завод им. 60-летия СССР, Иртышская ремонтно-эксплуатационная база флота, Черлакская ремонтно-эксплуатационная база флота, Тарская ремонтно-эксплуатационная база флота, Усть-Ишимская ремонтно-эксплуатационная база флота, Тобольская ремонтно-эксплуатационная база флота, Омское районное управление, Муромцевское районное управление, строительно-монтажное управление, подсобное хозяйство «Иртыш»; речные порты в Таре, Усть-Ишиме, Салехарде, Уренгое, Сургуте, Нефтеюганске, Сергино, Тюмени.

Тюменская область в рекордные сроки стала нефтегазовой энергетической базой страны. К концу 1980-х годов область ежегодно давала стране 400 млн тонн нефти и 574,2 млрд куб. метров газа. Для обеспечения такого мощного прорыва в области возникла сильная строительная промышленность, машиностроение, стали появляться научно-исследовательские и проектные институты. Тюменская область, особенно ее северная часть, имела недостаточно развитую инфраструктуру, практически отсутствовала сеть автомобильных и железных дорог. Поэтому основная часть всех грузов перевозилась водным транспортом.

Необходимость создания предприятия была вызвана активным освоением недр Тюменской области и, как следствие, возрастающим объемом грузоперевозок. Суда доставляли добываемую на месторождениях региона нефть танкерами и нефтеналивными баржами на Омский нефтеперерабатывающий завод, а также строительные грузы для сооружения нефте- и газопроводов на север региона.

Большую роль в создании предприятия сыграл Геннадий Павлович Богомяков, в те годы первый секретарь обкома КПСС. Созданное  «В целях более полного удовлетворения потребностей Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в перевозках грузов» новое транспортное ведомство возникло не на пустом месте. Основой стало Иртышское пароходство (в городе Омске), из его кадров укомплектовался костяк руководителей и технических сотрудников управления Обь-Иртышского бассейна.

На должность начальника ОИОРП (Обь-Иртышского объединенного речного пароходства) был назначен опытный инженер-водник Николай Петрович Масленников, возглавлявший до этого Западно-Сибирское речное пароходство. Он как руководитель сделал многое для дальнейшего успешного развития крупнейшего за Уралом пароходства: сплотил коллектив, создал инфраструктуру предприятия и систему управления флотом. В 1984 году после смерти Масленникова на должность начальника был назначен Альберт Владимирович  Люфт, проработавший на этом посту до середины девяностых годов.

Первый год существования Пароходства сразу же ознаменовался досрочным выполнением обязательств – сверх плана доставлено 935 тысяч тонн различных грузов, в том числе труб большого диаметра для магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.

Пароходство неизменно выполняло поставленные перед ним задачи и гордилось причастностью к героическим делам и событиям, которые происходили в Западной Сибири в период освоения труднодоступных районов Крайнего Севера.

Несмотря на то, что полярная навигация очень короткая (в среднем 70 суток), свою задачу тюменские водники выполняли эффективно. Суровый климат диктовал свои условия:  возникла необходимость в ледокольном флоте, и в целях продления арктических навигаций Министерство транспорта заказало его для Пароходства в Финляндии. Уже в конце 70-х годов на речных и прибрежных заполярных магистралях Обь-Иртышского бассейна появились первые ледокольные суда типа «Капитан Плахин» мощностью 4500 л. сил с осадкой 3,5 метра.

Из Финляндии же пришли и грузовые теплоходы серии «река-море» типа «Сибирский» грузоподъемностью 2100 тонн при осадке 2,6 метра, специально приспособленные для плавания в битом льду толщиной до 70 см при минусовых (до 25 градусов С) температурах. Из Румынии и с Красноярского завода прибыла большая группа судов проекта 1743 типа «Омский». С судостроительных предприятий европейской части страны и с того же Красноярского завода поступали морские баржи грузоподъемностью 3000 тонн.

Располагая таким флотом и постоянно переоборудуя имеющийся подвижной состав для эксплуатации в северных районах, пароходство доставляло все необходимые материалы и оборудование в полном объеме, вплоть до гвоздя, для обустройства крайнесеверных газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе Медвежьенского, Уренгойского и Ямбургского, для строительства города Надыма.

Дальнейшее развитие в Тюменской области нефтяной и газовой промышленности, продвижение всё дальше на Север, в Заполярье, диктовало необходимость новых подходов к транспортному обеспечению ТЭК. Для работы в Обской,  Тазовской губах и более высоких широтах потребовался флот каботажного и даже морского плавания. Таких судов в бассейне было мало. А объемы завоза грузов в отдаленные районы стремительно росли.

В сотрудничестве с морским флотом Советского Союза в смешанном водном сообщении из портов Западной Европы и Японии в течение 1981-1985 годов перевезено на Тюменский север в зоны строительства магистральных газопроводов более 1 миллиона 300 тысяч тонн труб большого диаметра. Это стало не просто новым, а уникальным событием в практике российского судоходства.

В эти же годы силами Салехардского речного порта при технической поддержке пароходства в ложе приполярной реки Собь организована и четко налажена добыча гравийно-песчаной смеси, которая тут же бесперебойно доставлялась на Ямбург. Туда же направлялись щебень и другие строительные материалы и грузы по системе смешанного (железнодорожно-водного) сообщения из порта Лабытнанги.

Особенно ярко проявились лучшие профессиональные качества речников в Ямбурге. Перевозки для этого крупного перспективного комплекса значительно возросли в 1985 году – тогда в поселок доставлено было различных грузов без малого 1 миллион 400 тысяч тонн, что в 4 раза превышало уровень предыдущего завоза. А всего в Заполярье пароходством в тот год завезено порядка 3,5 миллионов тонн груза.

В середине восьмидесятых годов флот пароходства за одну навигацию перевозил 18 миллионов тонн грузов в нефтегазовые районы Тюменской области, в том числе 4,5 миллиона тонн – в Заполярье, 4 миллиона – в труднодоступные районы по рекам Надым, Пур, Таз, Казым. До одного миллиона тонн доставлялось на малые реки Среднего Приобья: Аган, Вах и другие. В напряженном ритме работали на Ямбурге: за каждую навигацию туда завозили по 2 миллиона тонн различных грузов.

За годы последней в истории Союза пятилетки речники Обь-Иртышского пароходства увеличили все виды перевозок на 32 процента. Для доставки грузов на предприятия ТЭК использовались 20 больших, малых рек и притоков, по которым флот перевез только в 1985 году 11 миллионов тонн. За успешное выполнение плана того года и заданий пятилетки в целом коллектив Обь-Иртышского объединенного пароходства награжден переходящим Красным знаменем и Памятным знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и занесен на Всесоюзную Доску Почета на ВДНХ СССР. Эти высокие награды и по сей день хранятся как символы трудовых свершений и самоотверженности речников региона.

Коллектив пароходства продолжал набираться опыта и сил. Трудовые будни были поистине героическими. За семь лет – с 1980 по 1987 годы – для строителей газопроводов Надыма и Уренгоя речниками доставлено более 2 миллионов 100 тысяч тонн труб большого диаметра. Каждый день – новые свершения. И примеров тому множество. Поистине революционной для речников стала операция по доставке в Тобольск девяти ректификационных колонн диаметром 5,5 метра длиной более 90 м, массой до 700 тонн. Годом позже – перевозка по схеме «река-море» двух аппаратов по 350 тонн из Японии.

В 1987 году состоялся раздел пароходства, из аббревиатуры исчезло «объединенное». Это событие прежний руководитель ОИРП Альберт Люфт называет следствием «войны обкомов»: «В то время, когда готовилось решение о создании Обь-Иртышского объединенного речного пароходства с центром в Тюмени, а не в Омске, как было прежде, многие работники сомневались в его правильности. Не скрою, в их числе был и я, полагавший, как и большинство, что правительство делает это «в угоду Тюменскому обкому КПСС… Люди говорили: «Победил Тюменский обком». Ну, победил и победил, отрицательно на делах водников это не отразилось. Более того, ими за пятилетие было сделано очень многое».

По оценке прежнего руководства, раздел предприятия в 1987 году чрезвычайно отрицательно отразился на экономико-финансовом состоянии тюменского, теперь уже просто Обь-Иртышского пароходства. Почти 50 процентов флота было передано Омску (Иртышскому пароходству), в том числе практически все нефтеналивные суда, а конъюнктура рынка сложилась преимущественно в пользу именно этого вида перевозок.

Раздел повлек за собой значительные и неоправданные затраты, породил конкуренцию. Но тюменское пароходство, с его железным характером и способностью работать в самых тяжелых и сложных ситуациях, не сдалось и не потеряло высокую репутацию высокопрофессионального коллектива.

Наряду с применением традиционных технологий грузоперевозок пароходство совместно со специалистами Миннефтегазстроя освоило доставку к Ямбургскому и другим месторождениям крупногабаритного комплексного оборудования в блок-понтонах. Если в 1985-1986 годах они транспортировались только в наплавном варианте (все 2,5 тысячи километров от Тюмени до Ямбурга последовательно по зонам речных, озерных и морских районов плавания), то в последующем были введены в действие ледоколы. Это позволило доставлять блоки даже в ледовых условиях. К слову, таким образом достигалась двойная выгода – временная и экологическая. Строители надвигали блоки на монтажные площадки не по тундровой почве, а по заблаговременно намороженной ледовой дороге. Хрупкую природу Заполярья, ее землю старались максимально сберечь.  

У трудовых подвигов тех лет не было и нет до сих пор аналогов: в 1988 году флотом пароходства впервые перевезена на баржах из Тобольска большая часть из предназначенных для Ямбурга 30-ти суперблоков весом по 320-340 тонн. Итог этой сложной работы известен – страна получила ямбургский газ на полгода раньше намеченного срока. О героическом труде речников тогда написала главная советская газета «Правда»: «Мужество и смекалку проявили речники Обь-Иртышского речного пароходства, проведя сверхгабаритные грузы через неспокойную Обскую губу».

За транспортировку суперблоков на Ямбургское месторождение и сокращение сроков ввода в эксплуатацию установок комплексной подготовки газа группе ученых, инженерно-технических работников (21 человек, в том числе 8 речников) была присуждена премия Совета министров СССР.

Перестройка, перемены в стране сильно сказались и на экономике предприятия. Многим перспективным планам строительства в тюменской области ряда нефтехимических комплексов с участием компаний из США, Японии и ФРГ не суждено было сбыться. А речники в предвкушении строительного бума наращивали транспортные мощности, пополняли флот, продолжали оснащаться крановой механизацией.

Распоряжением Государственного Комитета Российской Федерации  по управлению государственным имуществом в декабре 1992 года Обь-Иртышское пароходство было преобразовано в акционерное общество.

Перестроечные процессы обрушились на пароходство всей своей хаотичностью. Объемы перевозок снижались, образовался излишек флота и кадров. Перемены в системе власти, разрушение устойчивых связей в межведомственной кооперации и кредитно-финансовой политике привели к повсеместному сокращению кадров, в том числе и аппарата управления, который в те годы уменьшился почти на две трети.

Для стабилизации финансового состояния пароходство вынуждено было продать в 1989 году 57 единиц флота, а в 1990 – более 40 единиц (100 тысяч тонн тоннажа общей мощностью 7,6 тысячи л.с.) передать в другие бассейны страны. Часть флота была выведена из эксплуатации на холодный отстой.

Падение объемов перевозок грузов в бассейне продолжалось. Так, если в навигацию 1990 года было принято к транспортировке 15 миллионов тонн грузов (что ниже факта 1989 года на 1,3 миллиона тонн), то в 1995 году суда пароходства перевезли немногим более 2 миллионов тонн.

В постперестроечные годы руководство пароходства занялось поисками новых форм и методов работы. Было принято решение использовать большую группу судов типа «река-море» на заграничных перевозках. А для этого были нужны закупки за рубежом новых дизелей, запчастей к ним и другого оборудования. Искали, и нашли - валюту и нужных зарубежных партнеров. Переоснастили суда, подняли их класс до нужного уровня – работы в еще более сложных, преимущественно морских районах плавания - и перегнали их Северным морским путем в Европу и другие регионы. Параллельно искали инвесторов, изучали новые «правила игры», готовили кадры, ведь плавсостав должен был, оставаясь профессиональными речниками, стать и квалифицированными моряками.

Подготовительный процесс был долгим, трудоёмким и затратным. Но итогом неимоверных усилий стали международные контракты и контакты. В 1996 году, к примеру, 30 судов уже трудились в Балтийском, Северном, Черном, Средиземном и других морях. Так удалось сохранить флот и экипажи. Речники-моряки поднялись на более высокую качественную ступень, пароходство стало более конкурентоспособным. Доля прибыли от работы флота на заграничных линиях составляла более 30 процентов.

Свою «трудовую биографию» коллектив ОИРП продолжил с достоинством. В навигацию 1995 года пароходство впервые в практике речного транспорта России осуществило не имевшую аналогов перевозку спецхимколонн Северным морским путем в бесперевалочном варианте. Из Франции, где они изготовлялись, судно «Кондок» доставило их в Архангельск. С помощью своих большегрузных кранов «Кондок» перегрузил 11 таких колонн диаметром 6 метров, длиной 38 метров, массой до 100 тонн на баржу пароходства. Задание усложнялось тем, что даже в июле не только в Карском море, но и северной части Обской губы оставался лед, а пролив Малыгина от него вообще не освобождался. Но всего 24 дня потребовалось речникам для доставки внушительных химколонн до места их назначения.

ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» в настоящее время - неотъемлемая часть экономики и социальной жизни не только тюменского региона, но и многих других. В числе транспортных предприятий России Пароходство занимает одно из ведущих мест. И - как и в прежние времена - вписывает яркие страницы в современную историю развития Сибири и других регионов страны.

В 2000-х годах началась новая – современная – веха истории Пароходства. Акционеры ПАО «ОИРП» продолжили добрые традиции легендарного предприятия и внесли заметные изменения в его структуру и деятельность.

Одна из крупных и трудоемких операций тюменских речников в двухтысячные годы – уникальная работа по установке центральной арки моста через реку Иртыш в городе Ханты-Мансийске (2003 год). С помощью девяти (восьми – есть разночтения в источниках) синхронно работающих буксиров подведена и установлена на опорные сваи 316-метровая конструкция моста, названного «Красным драконом». 

В 2012 г. ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» принимало активное участие в реализации проекта по доставке тяжеловесного, негабаритного транспортного модуля «Генератор» для Серовской ГРЭС. Доставка осуществлялась в 2 этапа: из Гамбурга с перевалкой груза с морского судна на суда пароходства на рейде Нового порта, далее доставка до Сергино с перевалкой на ж/д транспорт. Выгрузка на причал производилась с баржи аппарельного типа «РО-РО» способом.

Сейчас флот ПАО «ОИРП» работает в семи субъектах Российской Федерации. Постоянными партнерами являются не только различные предприятия Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, но и органы государственной власти. Созданное для нужд ТЭКа, Пароходство продолжает выстраивать плодотворные отношения с лидерами отрасли. Заказчиками предприятия на протяжении многих лет являются организации, входящие в структуру ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НОВАТЭК» и других вертикально интегрированных компаний.

Водный транспорт и сейчас остается практически единственным способом доставки строительных материалов, щебня, металлоконструкций, труб, оборудования и продуктов питания в труднодоступные районы севера – Югру, Ямал, побережья Карского и Баренцева морей. Одна из самых ответственных работ, которую в последние годы производит ПАО «ОИРП» – завоз грузов на побережье Карского моря, на необорудованные берега полуострова Ямал.

Баржи с плитами, оборудованием, металлоконструкциями, щебнем отгружаются из Тобольска, Сергино, Лабытнанги и идут на Ямал и Гыданский полуостров. В навигационный период (до 1 октября) речники доставляют газовикам и нефтяникам более миллиона тонн различных грузов. На сегодняшний день поставка грузов различной номенклатуры на Ямал составляет две трети выполняемых пароходством работ. Целая флотилия рейдовых, буксирных судов осуществляет транспортировку генеральных грузов от причалов Архангельска, Северодвинска, от портов на реке Обь до пунктов Харасавэй, Бованенково, Сабетта, Салмановское НГКМ, Новый Порт, Тазовский, Нурма-Яха, на необорудованные причалами берега полуострова Ямал и Гыданского полуострова, а также месторождения Средней Оби и в труднодоступные пункты ХМАО-Югры.

ПАО «ОИРП» принимает активное участие в реализации проектов освоения залежей углеводородного сырья в Западной Сибири - доставляет грузы, необходимые для бурения нефтяных и газовых скважин, обустройства месторождений, строительства промышленных, жилых и социальных объектов, дорог.

В 2012 году Обь-Иртышское речное пароходство активно участвовало в строительстве морского порта Сабетта.

8.jpg

Сабетта – арктический порт на западном берегу Обской губы Карского моря. Самый молодой морской порт России, океанский экспортный терминал проекта «Ямал-СПГ». Предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути (перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

Строительство морского порта Сабетта и завода СПГ – одного из самых масштабных и амбициозных проектов в современной истории России - началось в 2012 году. Пароходство вносит достойную лепту в это значимое для страны дело и по сей день. С самого начала реализации того проекта и по настоящее время в период краткосрочной заполярной навигации ПАО «ОИРП» обеспечивает надежную доставку грузов для Ямал-СПГ и его контрагентов.

В период интенсивного строительства порта и завода СПГ 2012-2017 годов флотом пароходства завезено и перегружено на восточный берег полуострова Ямал более 1,6 миллиона тонн различных грузов и строительных материалов.

В 2015 году ПАО «ОИРП» заключило договор на перевозку генеральных и инертных грузов с ООО «Газпромнефть – Снабжение» для обустройства другого известного ямальского гиганта - Новопортовского месторождения.

Новопортовское - крупнейшее разрабатываемое нефтегазоконденсатное месторождение на полуострове Ямал. Один из стратегических проектов «Газпромнефти». Именно этот актив стал центром мощного кластера добычи, который компания создает в Ямало-Ненецком автономном округе. Наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки.

9.jpg

В связи с недостаточными глубинами береговой линии в бухте Новый порт ПАО «ОИРП» был спроектирован и установлен плавучий причал, состоящий из трех барж 942 проекта. Одновременно на рейде Нового порта работали 7 плавучих кранов. Суточный объем выгрузки превышал 10 тысяч тонн. Для обеспечения безопасности и постановки к причалу несамоходного флота дежурили два буксирных теплохода. В ожидании выгрузки одновременно находились до 40 единиц несамоходного флота.

За период 2015-2020 годы флотом ПАО «ОИРП» было перевезено и доставлено на базу «Заполярная» в Новый порт более 2 миллионов тонн различных грузов.

ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» принимало участие и в прокладке трубопровода Новый порт - Ямбург через Обскую губу. Силами ПАО «ОИРП» была налажена работа по своевременной подаче барж с особой трубой для трубоукладочных судов. За навигацию 2020 года проект по укладке трубы был успешно реализован. Длина трубопровода в акватории Обской губы превысила 60 километров.

Особенно значимым был вклад пароходства в реализацию Бованенковского месторождения голубого топлива, на которое переправлялись различные грузы, в том числе буровые установки.

Для оказания качественных транспортных услуг ПАО «ОИРП» располагает достаточным количеством буксиров-толкачей, несамоходных барж, в том числе судов «река-море» класса. На балансе пароходства имеются специализированные суда, которые производят сбор и переработку сточно-фекальных и нефтесодержащих вод.

Приоритетом деятельности ПАО «ОИРП» являются сохранение и развитие перевозок грузов с целью формирования устойчивого и конкурентоспособного положения предприятия на рынке транспортных услуг.

10.jpg

Несмотря на конкуренцию, пароходство занимает ведущую позицию по предоставлению услуг по доставке грузов в регионе, что подтверждается объемами перевозок. Рабочее ядро буксирного и несамоходного флота, вводимого в эксплуатацию в течение последних трех лет, остается практически без изменений - 55-57 единиц самоходного флота, 6 единиц крановой механизации и 146-162 единицы барж различных проектов. Коллектив предприятия насчитывает 800 человек.

Наличие собственного флота, портовых мощностей и высококвалифицированного персонала позволяют ПАО «ОИРП» предоставлять качественные услуги по перевозке грузов по морским и внутренним водным путям по конкурентоспособной цене с максимальным удовлетворением требований клиентов, гарантируя сохранность груза и своевременность доставки к пункту назначения.

Область деятельности пароходства не ограничивается перевозкой генеральных грузов по внутренним речным и морским путям. Предприятие занимается активной добычей и перевозкой инертных материалов (песка, щебня) на собственных баржах на юг Тюменской области, в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, удовлетворяя растущие потребности строительных и дорожных компаний региона, производит погрузо-разгрузочные работы (в том числе со смежными видами транспорта) портальными и плавучими кранами, средствами малой механизации. Осуществляет добычу, хранение и доставку нерудных строительных материалов (песка, щебня), заготовку, поставку и реализацию лома черных металлов. Реализует конструкторские проекты по переоборудованию судов. Оснащает суда всем комплексом аппаратуры для навигации и связи. Сдает в аренду офисные и складские помещения. Оказывает посреднические услуги.

ПАО «ОИРП» также предлагает услуги по проектированию, изготовлению, установке и обслуживанию зимних и круглогодичных разводных технологических переправ для обеспечения проезда через водные преграды.

Выгодные тарифы, гибкая система скидок для постоянных клиентов, удобные формы сотрудничества и высокий уровень сервиса – основа деятельности ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство».